Русский Журнал / Культура / Полифония
Дата публикации: 3 Декабря 2002
До чего же жизнь несправедливо устроена: пока не было публично высказано отрицательное мнение по поводу замечательной передачи А. Варгафтика «Оркестровая яма», мне и в голову не приходило о ней написать. А тут сразу руки зачесались, сразу захотелось разобраться, чем «Яма» хороша и чем она нравится, да заодно и потребовалось понять, почему Ф. Рестанова так возмущена
Что ж, будем считать, что лучше поздно
Замысел передачи раскрыть в серии бесед те аспекты музыкальной жизни, до которых обычно человек, лишь слушающий (любящий) музыку («классику»), не добирается. Из общих соображений, конечно, нам всем известно, что то, что мы видим (слышим) в концертных залах, на конкурсах, в телепередачах и звукозаписях, это некоторый экран, разделяющий мир музыки и мир слушателей, фасад, сцена, само существование которой должно чем-то обеспечиваться. Но как именно устроена «музыкальная сфера», которая «на выходе» дает ту «музыкальную жизнь», которую мы видим и слышим, мы, любители, не знаем. А, как показывает А. Варгафтик в «Оркестровой яме», это устройство весьма и весьма интересно.
При этом замысел этой передачи не имеет ничего общего с «заглядыванием за кулисы», с «показом изнанки». Сеанса черной магии с разоблачением не требуется. Не имеет он ничего общего и с «беседами за жизнь» с музыкантами и певцами (довольно распространенный жанр), когда интервьюеру интересен их жизненный путь, переживания по поводу тех или иных событий, словом человеческие аспекты профессии или музыкальной жизни. «Оркестровая яма» занялась тем, чем не занимался еще никто анализом профессиональных аспектов сферы музыки. Удивительное чудо музыки обеспечивается вполне земными делами (надеюсь, я не раскрываю какую-то тайну и не разрушаю ничьих иллюзий?). Оно обеспечивается потом музыканта, часами преподавателя, суетой менеджера, напряжением дирижера, анализом критиков, вниманием слушателей. А еще залами, деньгами, программами, инструментами. А еще организацией этого всего в разнообразный, но единый, работающий механизм. Каковы условия того, чтобы музыкальная жизнь продолжалась? Быть может, есть то, что мы принимаем как данность, а это-то и представляет собой важнейшую пружину всей сферы хорошо бы понять, так ли это
И так далее, и так далее тем для заинтересованного профессионального разговора не счесть.
Лет тридцать-сорок назад советских читателей поразили книги Артура Хейли. Выяснилось, что и производственный роман может быть написан с закрученной интригой. Но условием того, что взрыв на борту самолета или остановка главного конвейера на автозаводе стали бы восприниматься читателем как драма, служила предварительная подготовка читателя: Хейли проводил его по всем закоулкам гостиницы, автопромышленного предприятия, гражданской авиации. И теперь уже он мог судить со знанием дела казалось ему, что именно делает экипаж для спасения самолета и как хирург ведет операцию. Хейли восстанавливал для читателя не закулисье, а глубину профессиональной сферы, ее подоснову. (Разумеется, речь идет о замысле, а не о «литературной» глубине.)
Мне кажется, «Оркестровая яма» пытается делать что-то похожее: это курс повышения квалификации слушателя. Подлинные знатоки и ценители приходят на концерт и в оперу с партитурами это не удивительно. Но, как я полагаю, понимание профессиональных проблем и профессиональных решений, всего того, что стоит за концертом на сцене БЗК и обеспечивает его, усиливает драматичность и глубину восприятия, делает его многоплановым, и в этом смысле достойным тому великому, что происходит на сцене.
Вообще, понимать внутреннюю механику любого дела, наверное, и интересно, и полезно, и достойно (особенно в наше телевизионное время). Если зритель лишь потребитель, то критическая функция у него выключается напрочь. Он становится источником нерефлексивных суждений (либо все принимает, либо все отвергает). Может быть, передача «Оркестровая Яма» А. Варгафтика (вместе с его же «Партитурами-не-горят») это новое слово на российском ТВ, посвященное демонстрации внутреннего деятельностного устройства (в данном случае музыкальной сферы)? Может быть, полезно было бы проанализировать публично устройство сфер, ну например, книгоиздания, консалтинга, спорта, жизни церкви, науки, инновационного бизнеса и так далее?
Ну, а что же остается сказать по поводу мнения Ф. Рестановой? Мне кажется, что это довольно типичное отражение «внутрикорпоративной» позиции. Да, собравшись вместе, они, музыканты, обсуждают денежные вопросы, но зачем нам, посторонним, обсуждать их? считает она. К сожалению, в лучшем случае «человеку изнутри» непонятно, до чего может быть интересна для других людей та деловая основа, которая образует ткань того, чем он живет. В худшем случае он будет путать анализ этой деловой основы с пристальным рассматриванием подкладки и изнанки, пугаясь всякого нормального (с точки зрения «обывателя») слова о своем деле.
Разумеется, такой взгляд имеет все основания. Сколько тысяч раз журналисты фельетонной эпохи (или даже сверхфельетонной все-таки наблюдению Гессе уже лет 70!) из нормального события делали пошлейшую «большую стирку». Сколько раз засланные комиссары ломали внутренние механизмы тех дел и учреждений, куда они были брошены «на укрепление». Но в «Оркестровой яме» нами дирижирует «неподражаемый» А. Варгафтик, много раз демонстрирующий и свою квалификацию, и свое понимание внутренних проблем музыкальной жизни, и умение с блеском рассказать о них нам, профанам. Его сила и нерв именно в этом в том, что он видит музыкальную сферу целиком. Не потому ли его передача немного напрягает тех, для кого эта сфера состоит только из своего инструмента и божественной музыки?
Сто лет назад В. Вересаев выпустил книгу «Записки врача», которая была «на ура» принята тогдашней публикой. Единственные, кто отнесся к ней резко негативно, были профессиональные врачи. Трезвое описание трудностей и проблем врачебной профессии они приняли за желание очернить всю медицину. Автора обвиняли в желании подорвать авторитет всего врачебного сословия, снизить доверие к клиникам и врачам. Однако любому «нормальному», непрофессиональному читателю, глаз которого «не замылился», такое понимание было предельно чуждым. Отношение врачей вызвало недоумение литературной и общественной критики. Вот и я тоже недоумеваю чем «Яма» может так бесконечно раздражать?
Разумеется, у «Оркестровой ямы» есть свои недостатки и недоделки. Да, молодые дарования тоже могли бы получить возможность высказаться (здесь я говорю о той же передаче, что и Ф.Рестанова). Да, сценарий ток-шоу выстроен излишне жестко, а темы иногда слишком обширны. Да, иногда участники передачи просто не могут «дотянуться» до той планки обсуждения, которую задает А. Варгафтик и говорят о своем. Да, режиссура и монтаж передачи создает впечатление «разговоров-в-никуда» и абсолютно не передает то заинтересованное напряжение, которое выстраивается в зале при записи. Но это все дело другой профессиональной компетенции телевизионной.
|